Как менялись стандарты красоты от древности до наших дней

Содержание

    Идеалы внешности постоянно преобразуются. Иногда из-за проблем с демографией, порой из-за политической обстановки. Посмотрим, как именно и почему трансформировались стандарты женской красоты.

    Как менялись стандарты красоты в древности и античности

    Привлекательность женщины в доисторические времена связывали с ее фертильностью — способностью выносить ребенка. Так что условные 30 тысяч лет назад идеальной женой и матерью считалась женщина с внушительными формами — в наши дни такой поставили бы диагноз «ожирение». 

    Жир защищал женщину и ребенка от холодов, а заодно давал энергию при нехватке еды. Так что мода на пышных девушек была весьма логичной — по крайней мере, в Европе, Латинской Америке и Индии. 

    А вот в Египте красавицами считались стройные женщины. О здоровье и плодовитости говорили не пухлые бока, а пышная и ухоженная шевелюра — притом иссиня-черная. Чтобы добиться подобного оттенка, девушки красили волосы кровью быка. 

    Античным идеалом красоты была женщина с длинными светлыми волосами, небольшой грудью и широкими бедрами. Привлекательными также считались белые руки — они указывали на то, что женщина принадлежит к знати, а не рабам. А, значит, может не работать под палящим солнцем. 

    Пока гречанки и римлянки пленяли грацией, русские стандарты красоты подразумевали, что девушка будет обладать крепким телосложением. В подобных женщинах видели достойных матерей, которые выносят и выкормят здоровое потомство. А еще — не упадут в обморок и не заболеют после домашних дел. 


    Что было со стандартами красоты в Средние века и в Ренессанс

    Ситуация обстояла интересная — хотя бы потому, что идеалы внешности все время менялись. 

    Так, в XV веке в Европе укоренились строгие нормы морали. Женщина была не просто потенциальной матерью — но непорочным существом, которое не имеет право демонстрировать красоту. Наряды тех лет были закрытыми, косметика запрещалась, а внешняя привлекательность считалась грехом. «Красотки» тех лет выщипывали брови, брили лоб, прятали волосы, визуально увеличивая лицо.

    Были те, кто пользовались косметикой, а также оголяли плечи, шею и даже грудь — совсем как фаворитка французского короля Карла VII Агнесса Сорель. Но такие наряды считались порочными.

    Стандарты красоты на Руси, тем временем, отличались. Женщины любили роскошь и носили шикарные кокошники, а еще непременно румянились. Красавицами все еще считались полные девушки — пока в Европе начинали охоту на ведьм, в России XV века все еще ценили фертильность. 

    Ренессанс расставил все по своим местам: на западе снова ценили пышных женщин, но в то же время хрупких и беззащитных. Это на Руси женщина должна и коня остановить, и в горящую избу войти — в Европе все иначе. 

    Эпоха барокко принесла с собой торжественность, помпезность, обилие деталей в образах. И женщины, и мужчины, носили огромные парики, украшали наряды живыми цветами, рюшами и кружевом. Идеалом красоты считалась девушка с полотна Рубенса — пышная, с ямочкой на подбородке, большим бюстом и внушительными бедрами. 


    Кто считался красавицами в XVIII и XIX веках

    В XVIII столетии был культ молодости. Девушка должна была следить за фигурой и скрывать морщинки: ей буквально запрещалось стареть. Малейшая складка на теле — и о бывшей иконе стиля сплетничают все, кому не лень. 

    Вероятно, мода на хрупкость была связана с повальной эпидемией оспы и политической обстановкой в Европе. В частности, во Франции постепенно разгоралась Великая революция длиной в четверть века. 

    Как смена власти повлияла на вкусы? Очень просто: буржуа начали рефлексировать над террором, которому они подверглись. Знать массово отправлялась на гильотину, и те, кто избежал репрессий, ввели в моду хаотичные стрижки, красные колпаки на голову, алые ленты на шею, полупрозрачные платья. 

    Своими образами модники отсылали к жертвам революции и лишний раз напоминали, что каждый в любой момент может оказаться на плахе.

    Мода на декадентскую французскую хрупкость добралась и до Российской империи — местная знать тоже носила муслиновые платьица и алые украшения, делала безумные стрижки. Потом в моду вошел строгий прусский стиль — уж очень его любил император Павел I, пришедший на смену Екатерине II.


    Остаток XIX столетия называют «эпохой чахотки» — люди повально заболевали туберкулезом. Вид изможденного человека с лихорадкой стал нормальным для тех лет, так что и стандарты красоты для девушек были соответствующими. 

    Идеальная женщина должна была пленить утомленным лицом, хрупкой фигурой, нездоровым румянцем. В подобной красавице видели томную и романтичную особу. 

    Вдобавок девушки еще сильнее калечили себя в угоду моде — а именно смачивали нежные платья из муслина, чтобы те облегали тело и демонстрировали фигуру. В таком виде дамы появлялись в любую погоду и со временем заболевали пневмонией, что, к сожалению, лишь добавляло шарма. 


    Стандарты красоты XX века

    Идеал начала столетия воплощала так называемая «девушка Гибсона» — героиня иллюстрация для журнала. Она каталась на велосипеде, прогуливалась с подругами — такими же красивыми, как и она, — читала. Героиня Гибсона привлекала небрежной укладкой, изящной шеей и фигурой «песочные часы». 

    В 1920-е ситуация изменилась — в моду вошел образ андрогинной женщины с короткой стрижкой и плоской фигурой. Те, кто следили за трендами, повально увлекались диетами и все чаще оставались недовольными своими телами. 

    В СССР заметили, насколько сильно мода на худобу вредит женщинам — и, как следствие, ухудшает демографию. Поэтому в стране Советов красивой девушкой считалась атлетичная и здоровая.

    Дальше тренд на женственную и мальчишескую фигуру менялись местами. С 1930 по 1950-е люди восхищались девушками с пин-ап зарисовок. 

    В 1960-е — мечтали о внешности, как у миниатюрной модели Твигги. Спустя десятилетие мода на анорексию никуда не исчезла, однако в 1980-е на первое место вышли подтянутые и загорелые девушки вроде Синди Кроуфорд и Джейн Фонды. 

    1990-е — в тренде героиновый шик. Модели на обложках журналов все, как одна, тощие, небрежные, с прозрачной кожей. А в нулевые вернулась мода на нежность и женственность. 



    Современные стандарты красоты в России и других странах

    Хотя в моде были и импланты на пол-лица, и «попа, как у Ким», и тончайшие носы, идеальные черты внешности остались почти неизменными на протяжении последних 30 лет. 

    Классическая красавица — с ровным тоном лица, очерченными скулами, глазами с поволокой, пухлыми губами. И, конечно, с фигурой «песочные часы»: не слишком пухлой, но и не худощавой. В идеале тюнинг внешности вроде уколов красоты остается незаметным, а на первый план выходит общая ухоженность.

    Но, впрочем, нельзя говорить о том, что девушки, которые не вписываются в стандарты красоты — по умолчанию не симпатичные. Это не так: современное общество пытается принять разные особенности.

    Благодаря этому на обложках журналов можно встретить моделей с витилиго вроде Винни Харлоу. По подиумам дефилируют пожилые дамы и женщины с инвалидностью. А в кино в главных ролях нет-нет да мелькают плюс-сайз актрисы. 

    Многие критикуют такую открытость даже в 2023 году. Но все же тенденция такова, что люди учатся видеть красоту не только в идеальных картинках и образах.