В конце 2022 и в начале 2023 года одна за другой появлялись новости о том, что героиновый шик снова популярен. Вот только журналисты и аналитики не видят в этом ничего хорошего — как минимум потому, что в свое время этот тренд заставлял девушек садиться на изнурительные диеты.
Как именно появился стиль героиновый шик, или, как его еще называют, грязный реализм? Что он собой олицетворяет и почему актуален сегодня? Можно ли повторить его без последствий для здоровья? Разбираемся.
Что такое героиновый шик
Это стиль, который прославляет неаккуратность, депрессивность, болезненность. Он появился на фоне того, что в Европе 1990–2000-х годов героин стал доступнее и «чище», чем в 80-е. Те, кто часто принимал наркотик, со временем экстремально худели и приобретали изможденный вид.
Героин был в ходу и в модельной среде. Фотограф Давиде Сорренти, который и популяризировал тренд, сам был известен как человек с наркозависимостью. Джиа Каранджи, Дженис Дикинсон, Джейми Кинг — лишь некоторые представители фэшн-пространства, применявшие запрещенные вещества.
Термин «героиновый шик» появился не только благодаря Сорренти. Свой вклад внесла Кейт Мосс, которую фотограф запечатлел в 1993 году для рекламной кампании Calvin Klein Obsession. Хрупкая внешность девушки и подогрела интерес к эстетике. Сама Кейт, к слову, тоже использовала героин: чуть позже модели даже пришлось обратиться в реабилитационный центр, чтобы избавиться от зависимости.
Что значит героиновый шик
На первый взгляд, стиль как бы фиксирует упадок молодежи 1990–2000-х годов. Но также героиновый шик идет в противовес гламуру 1980-х — ровно как и стиль гранж в музыке противостоял попсе. Если раньше люди слушали легкие мотивы, смотрели мелодрамы с хэппи-эндом и восхищались условной Синди Кроуфорд, то на расцвете нездоровой эстетики они полюбили Мию Уоллес из «Криминального чтива», песни Nirvana и Alice in Chains, образы Кейт Мосс, Джии, хрупких Миллы Йовович и Джейми Кинг.
Чуть позже моду на болезненность оценил не только Calvin Klein, но и другие модельеры. Marc Jacobs тоже заказал съемку у Сорренти в 1997 году, а Antonio Berardi выпустил на подиум моделей, загримированных под жертв насилия. К похожей эстетике обращался и Александр Маккуин, готовя показ «Изнасилованная Шотландия».
Журналисты и публика закономерно критиковали дизайнеров, те отмахивались и просили воспринимать тренд не в качестве руководства к действию, а как декорацию для фото. Но родственники представителей фэшн-индустрии, которые лично наблюдали угасание близких, отзывались о героиновом шике иначе.
«Это не то, что мы создаем, это — то, чем мы являемся.»
— подчеркивала мать Франческа Сорренти, мать Давиде Сорренти.
Мода на героиновый шик ушла незадолго после смерти скандально известного фотографа в 1997 году. Сразу после этого медиа будто сговорились и решили сделать вид, будто никогда не было тренда на нездоровую худобу и пессимизм. Билборды с изможденными девушками сменились на фото с вечно живой Жизель Бюндхен — к слову, она тоже успела пострадать от героинового шика.
Почему вернулась мода на грязный реализм
Стилистка и художница по костюмам Елена Goucha объясняет в беседе с Blueprint, что возвращение нездоровой эстетики — это, возможно, ответ на популярность «тихой роскоши». Напомним, это стиль богачей, одетых просто, но со вкусом.
Согласен с позицией Елены и контент-директор Avgust Berlin Анатолий Карнаухов. Героиновый шик — а точнее лохматость и неаккуратность, которая ему свойственна — помогает людям проявить себя среди любителей лощеного стиля.
Также, на его взгляд, дизайнеры, возрождающие героиновый шик, заигрывают с бывшими эмо и бунтарями. Те выросли, стали платежеспособными, но не прекратили любить мрачное. Рваная одежда, макияж а-ля «круги под глазами» и нарочито неаккуратные образы помогают вспомнить подростковые годы.
Так ли опасен ли героиновый шик
С одной стороны, риск приобрести проблемы со здоровьем действительно есть — особенно если человек изо всех сил старается вписаться в идеалы. Вот как комментировала свое отношение к героиновому шику редактор Harper’s Bazaar Тристен Ли:
«Я выросла в 90-е, а тогда как раз нужно было стремиться к стандартам heroin chic. Тебя буквально окружали фото худощавых моделей, а каждый второй журнал писал о том, как достичь «нулевого размера». Я увидела один из таких материалов — он был о булимии. Этот способ похудеть показался мне, 13-летней девочке, идеальным.»
Помните, мы в начале материала отмечали, что «спортивно сложенным» моделям тоже досталось из-за героинового шика? Жизель Бюндхен рассказывала в беседе Vogue, что ради идеальной на тот момент фигуры ей приходилось завтракать кофе с сигаретами, а ужинать бутылкой вина.
«Просто представьте, что тогда происходило с моим здоровьем»,
— подчеркивает модель.
Журналисты из New York Post отмечают, что современные знаменитости тоже идут на сомнительные меры ради того, чтобы достичь нездоровой худобы. В частности, решаются на курс препаратов «Оземпик», «Трулисити» или «Вегови», которые обычно назначают диабетикам с ожирением. А за звездами к подобным средствам могут перейти и обычные люди.
Так, по данным «Группы Ремедиум», в сентябре 2023 года наблюдался дефицит «Оземпика» в США и нехватка «Трулисити» в Европе. А это значит, что от моды на героиновый шик могут косвенно пострадать люди, нуждающиеся в данных медикаментах.
Как собрать «героиновый» образ не в ущерб здоровью
Во всем можно найти хорошее — даже в heroin chic. В грязном реализме это — предельная расслабленность образов. Если вам не придет в голову устраивать голодовки или пробовать другие способы похудеть на 10–15 кг за месяц, нет ничего плохого в том, чтобы примерить рваные вещи и небрежно нанести макияж.
Мода на героиновый шик приветствует лаконичные вещи, неаккуратные прически и несовершенный мейкап. При взгляде на человека должно создаваться ощущение, будто он собрался буквально за пять минут и надел первое, что попалось под руку. Например, выцветшую футболку, джинсы с разводами и кеды — такая одежда подойдет и для похода в магазин, и для прогулки с другом.
Также могут пригодиться и эти элементы костюма:
потертая кожаная куртка с оверсайзом;
майка-алкоголичка;
платье-чулок нейтрального оттенка;
прямой костюм-двойка в пижамном стиле;
сандалии на плоском ходу для теплого сезона;
грубые ботинки для холодов.
Впрочем, даже если у вас в гардеробе только изящная одежда, в героиновый шик можно уйти с помощью смоки-ай в темных тонах. Помаду лучше отложить или взять бледный оттенок, который можно было бы назвать «принцесса умерла». Помогут и распущенные волосы без укладки, если у вас текстурированная шевелюра. Нет? Тогда можно разделить ее на крупные пряди и пройтись по тем глиной для укладки.
Источниками вдохновения для образов могут стать ранние фото с Кейт Мосс, а также фильмы вроде «Реквиема по мечте», «Криминального чтива», «Бойцовского клуба», «На игле», «Джиа». Но будьте осторожны — есть риск заиграться с эстетикой болезненной и хрупкой девушки. Все хорошо в меру, особенно если речь идет про потенциально опасное направление в моде.