Зачем нужны показы мод и как они проходят

Содержание

    В марте 2024 года завершилась очередная Неделя моды в Париже, примерно в это же время проходило дефиле и в Москве.

    Подобные события важны для фэшн-индустрии, хотя в некоторых странах они больше не проходят. Например, в 2019 году Неделя моды стала устаревшим форматом в Стокгольме. Так ли нужны показы сегодня? И если да, то в каком формате?

    Что такое Неделя моды и как она появилась

    Это промежуток, во время которого бренды одежды демонстрируют новые коллекции. Показы обычно закрытые, приглашение можно получить только если журналист, клиент, байер или блогер знаком с представителями дизайнеров. 

    Отчасти поэтому в медиа громко освещаются случаи, когда на показах в качестве гостей появляются российские знаменитости — это показывает, насколько те дружны с брендом. 

    Во время Недель моды, или Fashion Week задаются главные тренды на ближайшие 2–4 сезона. А стартовали подобные показы еще в Париже, хоть и не в современном виде: маркетологи домов одежды одевали женщин в новые наряды и отправляли на прогулку в зоны отдыха среднего и высокого класса. Например, в ипподромы и салоны. 

    А вот нечто похожее на современную Неделю моды появилось в 1943 году в Нью-Йорке. До Второй мировой войны американские дизайнеры обычно презентовали коллекции в Париже, но во время оккупации они потеряли такую возможность. Ничего не оставалось, кроме как провести Неделю моды на родине. 

    Сегодня мероприятия с дефиле проводятся не менее двух раз в год. Главные города — Милан, Париж, Лондон, Нью-Йорк: их еще называют «Большой четверкой». 


    Как проходит дефиле в рамках Fashion Week

    Перед началом показа фотографам дается 30–40 минут на съемку главных гостей — они сидят в первом ряду. Хотя иногда дизайнеры игнорируют это негласное правило — так однажды сделал Марк Джейкобс. 

    Затем идет само шоу — обычно не более получаса. За это время бренд успевает показать 30–50 луков. 

    Дефиле заканчивается выходом всех моделей и дизайнера, который готовил коллекцию. Хотя иногда модельеры нарушают традицию: например, Джон Гальяно редко показывается посетителям.

    Расписание Недель моды и локации

    Оно зависит от вида события. Вот график основных мероприятий:

    Недели моды Большой четверки — дважды в год, весной и осенью.

    Недели высокой моды — дважды в год, в январе и июле. Их проводят дома из Парижского синдиката моды. Сюда входят самые значимые французские бренды, а также некоторые иностранные. Например, Alaia, Elle Saab, Giorgio Armani, Valentino, Versace, Viktor & Rolf.

    Прочие Недели — их устраивают бренды, которые не входят ни в Большую четверку, ни в Парижский синдикат. Такие мероприятия слабо влияют на общие тренды и проводятся опционально. 

    Так выглядит расписание Недель моды Большой четверки на ближайшее время:


    Дата

    Город

    Событие

    15–19 июня

    Милан

    Неделя мужской моды «весна-лето — 2025»

    18–23 июня

    Париж

    Неделя мужской моды «весна-лето — 2025»

    7–12 сентября

    Нью-Йорк

    Общая Неделя моды «весна-лето — 2025»

    14–18 сентября

    Лондон

    Общая Неделя моды «весна-лето — 2025»

    18–24 сентября

    Милан

    Общая Неделя моды «весна-лето — 2025»

    23 сентября — 1 октября

    Париж

    Общая Неделя моды «весна-лето — 2025»

    24–27 июня

    Париж

    Неделя высокой моды в Париже «осень-зима — 2025»

    3–5 апреля

    Нью-Йорк

    Неделя свадебной моды

    8–10 октября

    Как решается, где дизайнер проводит показ

    Место зависит от того, где находится штаб-квартира бренда. Например, Майкл Корс обустроил центральное ателье в родном городе — в Нью-Йорке. Поэтому бренд Michael Kors проводит показы в рамках Недели моды в Нью-Йорке. 

    Примерно той же логики придерживаются и другие дизайнеры: от Джона Гальяно до Стеллы Маккартни. Хотя исключений тоже хватает. Так, турецкая дизайнер Дилара Фындыкоглу родилась в Стамбуле, отучилась в лондонском Колледже искусства и дизайна Сент-Мартинс, а проводит показы и на родине, и в Нью-Йорке. 


    Нужны ли Недели моды сегодня

    Мнения об этом разные. Гендиректор Шведского модного совета Дженни Розен отмечала, что классические Недели моды отжили свое и их стоит оставить в прошлом. Почему так? Дело в экологичности и устойчивом развитии. А еще — в неактуальной подаче.

    Устойчивое развитие — это производство без ущерба окружающей среде. Ежегодно проводится не меньше двадцати недель моды, а на них презентуют свои коллекции десятки брендов. Для каждого нужно отшить костюмы не в одном экземпляре, а сразу небольшую серию на продажу. Спрашивается — о каком устойчивом развитии может идти речь?

    Кроме того, Недели моды планировались для того, чтобы крупнейшие фэшн-издания в одно время выпустили свою аналитику трендов. Но сейчас в этом нет смысла — фото и видео с показов за пару минут постят инфлюенсеры, которые посещают дефиле. 

    Вроде бы проблемы с перепроизводством и новостным потоком должны были решить виртуальные Недели моды — они завирусились во время пандемии. Но этот формат не прижился. 

    Но в то же время находятся и защитники фэшн-показов. В беседе с «Правилами жизни» PR-консультант Анна Дюльгерова поясняет: старый формат никуда не денется, он нужен для налаживания связей и получения личного опыта. 

    Никакая дополненная реальность их не заменит, я в это не верю,

    — отмечает Дюльгерова. 

    Соосновательница агентства More Dash и платформы Fashion Tech Summit Наталья Моденова добавляет: показы — не бесполезны, но они нужны только крупным брендам. Недели моды дорого обходятся молодым дизайнерам, поэтому им остается запускать социальные акции и нестандартные перфомансы. 

    А еще, по мнению Моденовой, дефиле запускаются исключительно ради контента в соцсетях. От этого изменился состав «первого ряда» — самых влиятельных гостей показов. Если раньше там можно было застать фэшн-редакторов, то сегодня на «главных» стульях восседают инфлюенсеры. 


    Вернемся к другим проблемам — экологичности и устойчивости. Есть бренды, которые переходят на осознанное потребление — немного, но все же. Марин Серр представляла в 2021 году коллекцию из старых вещей, разделанных на лоскуты — так она запустила тренд на пэчворк. 

    Collina Strada регулярно перешивает элементы одежды, которые так и не раскупили. А Мария Макманус переходит на ткани из переработанного кашемира и разлагаемые пуговицы из крахмала. 

    Выходит, Неделя моды — не бесполезное мероприятие, но есть нюансы. С ними бренды постепенно разбираются. Что из этого выйдет — увидим позже. А пока — разберемся, как не просто вдохновиться дефиле, но и уловить смыслы.

    Как смотреть показы с Fashion Week

    Обращайте внимание на мелочи. За макияжем, аксессуарами и подбором тканей зачастую стоят разные люди. Понравился арт на лицах моделей? Погуглите, кто над ним работал. Возможно, так вы найдете визажиста, который будет вдохновлять не один год. 

    Ищите аналитику показов, а не просто рассматривайте фото. Например, исследовательница стиля Лана Нисневич рассказывает в своею ютьюб-канале об изнанке актуальных трендов, историк моды Анатоль Вовк погружает в детали образов, а преподаватель Центра индустрии моды МГУ Алексей Сухарев разбирает культурный код люксовых брендов. 

    Именно такие детали и помогают понять, что хочет сказать каждая марка своими коллекциями. Без них получится скопировать стильный образ — но не прочувствовать его. Поймете, что стоит за вещью — создадите лук, который станет настоящим высказыванием.